Ксения Гербер, архитектор проекта «Фантастический лес» — победителя премии АЛАРОС в номинации «Лучший нереализованный проект общественного пространства площадью более 5 га», рассказывает о сказочной концепции и реальной разработке.
«Фантастический лес» разрабатывался для благоустройства территории жилого комплекса «Наука». Чем выделяется этот проект?
Первая особенность — это размеры объекта. У жилого комплекса большая территория почти в 7 гектаров, на которой расположено 9 дворов. Учитывая нормативы (в зависимости от жилой площади нужно обеспечить необходимое количество квадратных метров озеленения), в данном случае озеленением нужно было занять практически всё, оставив только основные дорожки к подъездам. Казалось бы, здорово! Но создать красоту, не имея свободы в пластике генплана, — это не так-то просто.
Вторая отправная точка — это окружение, его мы анализируем в самом начале проектирования. Среда подсказывает мотивы или даже философию всего дизайна. Территория вокруг ЖК «Наука» достаточно однообразна: типовые многоэтажки советского периода, ЦНИИ робототехники и большой больничный комплекс. Проекту это дало две генеральных линии. В серую монотонную застройку просилась знаковая точка притяжения, месту требовалось придать красок и идентичности. Вторая задача, которую хотели решить в проекте, — создать прогулочный маршрут, объединив им дворы комплекса. Так, жильцы смогут находить разные виды эстетического удовольствия на территории своего дома.
Затем выявилась третья особенность. Мы получили ряд технических ограничений от заказчика, и это вызвало определённые сложности. Потому что, во-первых, архитектура сама диктует входы, выходы, наличие лестниц или пожарных проездов, и ты работаешь в заданных обстоятельствах. А во-вторых, некоторые дворы были подняты на высоту первого этажа, чтобы под ними разместился паркинг. Когда из девяти дворов два находятся выше остальных, то связанность нарушается.
Получалось противоречие: мне хотелось добиться максимальной связанности пространств, но ситуация диктовала физическую разобщённость. Однако это был тот случай, когда задача сама подсказала решение. Здесь нужна была легенда, которая стала бы объединяющим мотивом для места. Так и родилась идея сказочного маршрута с ключевым арт-объектом на детской площадке в виде большой рыбы.
Почему именно рыба?
В основу проекта легла идея фантастического леса, и центральное место в нем заняла сказочная рыба, живущая среди деревьев. Следом появился медведь, который её ловит. Затем я связала пространство световым объектом — длинной светодиодной лентой, которая идет от медведя к детскому игровому комплексу.
Художественная концепция вдохновлена творчеством Тима Бёртона. Мы воспользовались приёмами художественного направления — сюрреализма. Отсюда у нас рыба, медведь, зайцы и другие сказочные животные. Все они в одном месте, среди деревьев. При этом рыба, например, по земле не перемещается, но у нас она «живет» именно на земле и представляет собой многофункциональную детскую площадку с оборудованием для лазания, горкой, качелями, сетками, канатами и подзорными трубами.
Ядром второго большого двора стала спортивная площадка с трибунами. Сказочную тему здесь продолжают фигуры зайчиков, бегущих к луне. В остальных дворах также присутствуют отсылки к фантастической сказке через объекты, которые поддерживают генеральную тему. Запланированы информационные стенды, на которых описана легенда. И разработана карта сказочного маршрута: жители комплекса могут гулять по всей территории и открывать для себя что-то новое. Решение интересное, потому что, по сути, оно неочевидное. Люди живут в своих квартирах, их будничный маршрут зачастую состоит из двух точек «работа — дом». Но в один прекрасный день они вдруг открывают для себя, что это не просто светящаяся лента над головой, что она значит что-то конкретное и куда-то ведёт. Так жители превращаются в исследователей. Это двойная глубина, которая может открыться или не открыться, но в любом случае игра по разгадыванию территории точно будет увлекательной.
Как отреагировал заказчик, когда вы показали ему объект в первом приближении?
Ой, заказчик отреагировал замечательно, ему вообще всё нравилось в течение тех месяцев, пока шла разработка. И мы учли все его пожелания, потому что изначально был запрос на детский арт-объект в понятных, узнаваемых формах. Заказчику не хотелось, чтобы это было что-то абстрактное из современного искусства. Он хотел запоминающуюся форму, которая станет лицом проекта.
Сам жилой комплекс имеет довольно сдержанную архитектуру, поэтому решение для двора оказалось удачным. За счёт благоустройства мы добавили ему знаковости, живописности, а благодаря многоярусному озеленению — большего уюта.
Как философию, навеянную нереальными историями Бёртона, удалось реализовать на вполне реальной почве?
Архитектурная философия нанизывается на каркас ландшафтного проекта. Как только идея проекта была сформулирована, началась проработка концепции.
В самом ландшафтном проекте мы использовали проверенные приёмы: многоуровневое озеленение, многоплановое освещение, малые архитектурные формы, срежессированную логистику перемещений. Мы продумали основные пути, в них простроили доминантные и акцентные локации, разработали визуальные связи. Например, рыба — это доминанта, а рядом с ней находится акцентная зона со скамейками для отдыха, при движении от акцентной зоны, визуальная ось встречается с цветником со злаковыми посадками.
Между дворами расположены зоны с шахматными столами для более взрослой аудитории. Возле каждого дома есть велопарковки, предусмотрены теневые навесы, скамейки, лежаки и даже «тайный сад». В первом дворе оборудуется комната матери и ребёнка с санузлом.
Какие растения вы предлагаете для объекта?
В проекте использован принцип озеленения массивами. Я старалась максимально следовать всесезонному подходу, поэтому здесь есть горные сосны, в цветниках нижнего яруса — почвопокровные многолетники, в акцентных местах на переднем плане — злаковые многолетники.
В комплексе мы применяем интересное решение в виде опорных стен. Это не только декоративный, но и функциональный прием, поскольку площадка находится над паркингом, а согласно нормативам мы должны высаживать деревья в грунт, приподнятый не менее чем на метр. Ограждающие насыпь стенки отделаны деревянным планкеном. А в нишах получившихся приподнятых газонов запланированы зоны тихого отдыха с креслами и столиками.
А что собой представляет система освещения?
Освещение в ЖК разноуровневое. Основной фоновый свет частично реализован с фасадов домов, частично — с четырёхметровых опор освещения. Есть акцентное освещение на высоте нижнего яруса в виде локальных метровых светильников-столбиков. А также распределены источники, которые подсвечивают знаковые объекты и кроны деревьев.
Основные дорожки, детская, спортивная площадка — какие решения предусмотрены для покрытий этих зон?
В качестве покрытий для квартала мы выбрали травмобезопасные проницаемые материалы: резиновую крошку и отсыпку из мытого речного песка для детских и спортивных площадок, бетонную плитку с включением гранитной крошки для пешеходных дорожек. Зоны тихого отдыха оборудуются деревянными настилами из термообработанной лиственницы. На пожарных проездах грунт укрепляется газонными решётками, рассчитанными на нагрузку от тяжелой техники.
В каком виде проект получил заказчик?
Мы сдаём большой альбом проекта. В части с предпроектными исследованиями поясняем, откуда и как родилась концепция проекта. Затем следует сама концепция с подробной визуализацией. И далее большой блок с деталировочными чертежами, со спецификациями и рекомендациями по обустройству. Таким образом, заказчик получил комплексную разработку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно с политикой конфиденциальности